Кризисные явления затронули не только ритейлеров, «неважных» строительных фирм, но и вполне устойчивых на первый взгляд компаний, осуществляющих строительство многоквартирных жилых домов с привлечением средств дольщиков.
Об этом свидетельствуют как участившиеся случаи банкротств застройщиков, так и количество судебных исков к ним со стороны участников долевого строительства.
В своем стремлении создать эффективные механизмы защиты прав дольщиков, в конце ушедшего года законодатель принял большой блок поправок к Федеральному закону №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…». Хотя практическая реализация некоторых положений данных изменений пока не произошла, в будущем следует ожидать как минимум работы по «новым правилам».
Основные изменения коснулись:
1. Новые требования к уставному капиталу застройщиков.
2. Отсутствие «негативных решений» в отношении застройщика.
3. Единый реестр застройщиков.
4. Создание фонда долевого строительства.
5. Раскрытие информации о застройщике.
6. Требования к договору участия в долевом строительстве и его регистрации.
7. Раздельный учет средств дольщиков.
8. Расчеты с застройщиком по счету эскроу.
9. Ниже рассмотрим новые требования к уставному капиталу застройщиков.
С января 2017 года введены дополнительные требования к застройщикам, привлекающим для строительства объекта денежные средства участников. К ним относятся также и требования к уставному капиталу.
Размер уставного капитала зависит от площади всех объектов долевого строительства:
1) 2 500 000 рублей при площади 1 500 кв.м.;
2) 4 000 000 рублей при площади 2 500 кв.м.;
3) 10 000 000 рублей при площади 10 000 кв.м.;
4) 40 000 000 рублей при площади 25 000 кв.м.;
5) 80 000 000 рублей при площади 50 000 кв.м.;
6) 150 000 000 рублей при площади 100 000 кв.м.;
7) 400 000 000 рублей при площади 250 000 кв.м.;
8) 800 000 000 рублей при площади 500 000 кв.м.;
9) 1 000 000 000 рублей при площади более 500 000 кв.м.
Уставный капитал к моменту заключения договору участия в долевом строительстве должен быть полностью оплачен.
Интересно, что при определении уставного капитала могут быть учтены также суммы уставных капиталов поручителей.
При определении максимальной площади объектов долевого строительства учитываются только не введенные в эксплуатацию объекты. То есть, застройщик вправе завершить строительство одного объекта, после чего приступить к возведению другого без увеличения уставного капитала. При этом, размер обязательства застройщика по передаче объектов дольщикам не учитывается, что является на наш взгляд определенным упущением со стороны законодателя, ведь ключевым моментов в защите права дольщиков выступает не получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно передача объекта дольщику.
Предполагается, что размер уставного капитала и его оплата будут проверяться региональным управлением Госстройжилтехинспекции на момент подачи проектной декларации. Проверка дальнейшей судьбы уставных средств остается пробелом.
При этом, согласно требованиям действующего законодательства, уставный капитал может быть сформирован не только путем внесения денежных средств, но и путем внесения прочего, в общем-то, любого имущества, в том числе земельного участка, на котором планируется возвещение многоквартирного жилого дома, дебиторской задолженности, движимого имущества, прочих нематериальных активов. Оценка стоимости вносимого в уставный капитал имущества осуществляется самим застройщиком и утверждается собранием участников застройщика.
Кроме того, новые поправки предусматривают, что если в процессе строительства застройщик перестал удовлетворять требованиям к уставному капиталу, он лишается права привлекать денежные средства дольщиков для строительства объекта в следующих случаях:
1) вступления в законную силу решения или определения арбитражного суда о ликвидации юридического лица - застройщика или о введении в отношении юридического лица - застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;
2) вступления в законную силу решения арбитражного суда о приостановлении деятельности застройщика в качестве меры административного наказания, в том числе принятого по заявлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3) принятия решения о ликвидации юридического лица - застройщика учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительным документом.
Во всех остальных случаях вопрос о продолжении продаж квартир остается открытым.
Если же застройщик все-таки лишился права привлекать денежные средства дольщиков, то уполномоченный орган направляет соответствующую информацию в Росреестр, который прекращает регистрацию новых договоров участия в долевом строительстве. При этом все ранее заключенные договоры участия в долевом строительстве сохраняют свою силу и никаких специальных прав в связи с этим у него не возникает. Поэтому данное изменение с точки зрения защиты прав дольщиков на практике может не оказать ожидаемого усиления платежеспособности застройщиков.